Статьи (old)

Милая моя Грушевка

У Грушевки сливаются две дороги, ведущие из Судака и Феодосии в Симферополь. Сливаются и мирно устремляются от побережья Крыма в центр полуострова, в его столицу, оставляя за правой обочиной большое озеро, отроги гор внутренней гряды, у подножия которых уютно расположились домики крымского села, с таким же уютным названием - Грушевка.

Мелькает в окна указатель: "Храм Знамения I - IV вв". Я, наверное, тысячу раз видела его, проезжая мимо. Мимо древней и удивительной святыни, у которой позже оставила кусочек своего сердца, получив еще один и благодатнейших и незаслуженных даров Божиих.




Строго говоря, нынешнее здание церкви постороенно в XIV веке. Но сооружено оно на месте древнего храма и сохранило в себе, как раковина жемчужину, алтарную часть еще более древней часовни, построенной на закладных камнях.

По преданию, на этом месте была пещера, в которой молился святой Апостол Андрей Первозванный. Известно, что он прошел с проповедью Евангелия от Керчи до Херсонеса. Его учениками пещера была укрыта часовней в честь Равноапостольной Марии Магдалины, которая была разрушена гуннами в IVв.

Храм восстановили иконопочитатели, прибывшие на окраины Византийской империи в VIII в. Строители предусмотрительно вырыли многокилометровый подземный ход на случай новых гонений и любой опасности.

В 1330 году здесь поселились армяне - выходцы из города Ани, которые спасались от турок. Армянская община окрепла, нашлись ктиторы, которые пожертвовали на восстановление и украшение храма немалые деньги. В 1410 году храм был освящен в часть Равноапостольной Нины – просветительницы Иверии и Преподобного Григория – просветителя Армении. Поселение было названо Салы, а речушка, протекающая через село - Салынкой.

В 1475 году Крым захватили турки, и храм в очередной раз был разрушен.

Любая христианская конфессия вызывала лютую ненависть у мусульман. Их облагали чудовищными налогами, запрещали молиться и венчать храмы крестами, издевались, гнали, унижали.

Не миновала эта участь и армянское население.

Епископ Игнатий, Крымский Моисей, как его называли еще при жизни, обратился к Екатерине II с просьбой принять крымских христиан в русское подданство и даровать землю для поселения. Императрица дала свое согласие, поручив графу А.В. Суворову охранять более тридцати тысяч христиан в их исходе на протяжении всего пути из Крыма в Приазовье и на Дон. Там были основаны города Мариуполь и Ростов-на-Дону, а также 21 село, многие из которых были названы именами Ялта, Урзуф (Гурзуф), Старый Крым, Ласпи, Мангуш в память об оставленной родине.

Это произошло в 1778 году. А через пять лет, в 1783 г. Крым был присоединен к России. И теперь его покинуло почти все мусульманское население, устремившись к своему бывшему вассалу - Турции.

Крым опустел и почти обезлюдел.

Государыня принимает решение заселить его отставными солдатами, освобожденными крепостными, вдовами, казаками, гражданами других государств, согласившимися сменить подданство - всеми теми, кто захотел бы начать жить на вновь обретенной российской территории.

В Салах был расквартирован Таврический конный полк. Командир полка передал в храм старинную икону Божьей Матери "Знамение" кремлевского письма. Исторические документы подтверждают что в 1792 г из армянского храма была перестроена православная церковь и освящена в честь иконы Пресвятой Богородицы "Знамение".

43 отставных солдата решили остаться в Крыму и согласились взять себе в жены женщин, специально приехавших в Салы для замужества. Женихаться времени не было. На площади перед храмом выстроились солдаты. Напротив них встали невесты. Развернувшись спиной, по команде, служивые через головы бросали свои шапки. Женщинам оставалось лишь успеть схватить любую из них. Таким образом образовывались пары, которые тут же венчали. И что примечательно, ни одна из этих семей, созданных по жребию и осевших в Салах, не распалась. Потомки этих людей до сих пор живут в Грушевке, бережно храня фотографии и семейные предания.

В 1864 году храм расширили, пристроили два придела, возвели колокольню в 42 метра, на которую был поднят колокол в 165 пудов! Его звон разносился на многие десятки километров.

В годы советской власти церковь закрыли, колокольню разрушили, икона "Знамения" пропала. И только в 1995 г икону передал в возрожденный храм один из жителей, семья которого была хранительницей иконы в годы лихолетья.

Сейчас она занимает почетное место в церкви, справа от алтаря. Перед ней всегда горит неугасимая лампада и стоят живые цветы.




Первым мне показал дорогу в этот храм наш крымский водитель Александр, который всегда работает с паломниками, прибывшими в Орджоникидзе. Когда остановил автобус недалеко от церкви, сразу предупредил:

- Если там будет матушка, просите провести экскурсию по храму - это что-то незабываемое!

В церковной лавке сидела женщина средних лет, одетая скромно и просто. Это и была монахиня Пелагия. Она легко поднялась и рассказала нам историю этого древнейшего храма.

После первой встречи мы всегда старались заехать в Грушевку и не было случая, чтобы мать Пелагия не провела экскурсии. Особенно радовалась она, когда в группе были дети. Тогда все ее слова, взгляды, жесты, были адресованы только им.

Я никогда не задавала ей личных вопросов. Но раз от раза она открывалась все ярче, полнее и лучше. Перед моими глазами предстала удивительно скромная, цельная натура, обладающая несомненным педагогическим даром, даром слова, даром служить людям с любовью.

Меня остро поразило чувство, что мы все такие суетливые, изрядно ожесточенные, чересчур умные и хитрые, стояли перед ней, замерев, как дошколята и, затаив дыхание слушали. И, то ли кожей, то ли сердцем понимали, что Господь свел нас с чем-то подлинным, настоящим и дает нам сейчас урок доброты, света и любви.




- Мы так далеки от Бога и от друг-друга, - говорила мать Пелагия. А ведь Он наше Солнышко! Как нам быть вместе? Представьте себе, что вы по лучикам идете к Нему все ближе, ближе, ближе... И вот уж и Он рядом, и каждый из нас чувствует рядом другого. Мы все вместе и посреди нас Бог. Вот поэтому наша воскресная школа и называется "Солнышата"!

Или вот еще:

- Господь нас ждет в храме всегда. Но на Троицу там нужно быть непременно! Почему непременно? Потому что Церковь именинница, и Бог именинник, и святые тоже. А на именины что делают? Дарят подарки. Вот придете вы в церковь, деток своих приведете, внуков. И Господь каждого из вас одарит в свой праздник чем-то особенным, нужным именно вам. Слышите? Каждого! Детям даст какой-нибудь талант, чтобы развивал его потом ребенок всю жизнь и был полезен всем. Вам даст силы, мудрость, умение прощать, любить. Кто откажется от такого подарка? Есть, конечно, люди, которые и сами в храм не ходят и ребятишек не водят. А потом спрашивают: "Ну почему Боженька допустил, чтобы мои дети такими выросли?" Так ведь они, милые, мимо даров Господних ходили, вот и результат.

Или вдруг, лукаво глядя на нас, спрашивала:

- А вы знаете, что в нашем грушевском водопроводе всегда течет освященная вода? Как так? - спросите вы. А вот так! На горе Агармыш, начиная с VIII века было построено много монастырей и скитов. Воду там собирали в специальные каменные чаны, которые всегда освящали. Монастыри давно разрушены. Но ведь Ангелы никогда не уходят с мест, где были алтари, даже если от них камня на камне не осталось! Святая капля море освящает. Некоторые каменные резервуары остались там до сих пор. Та святая вода ушла в землю, прошла по глиняным водопроводам, смешалась с новой водой. Небесная влага, наполняя чаны, опять освящалась. И так из года в год. Грушевку питают водой подземные реки и родники, берущие свое начало возле горы Агармыш, которая была когда-то, как гора Афон, так много жило там монахов!

- По преданию, а так же глядя на процветшие кресты на древних камнях, можно сказать, что под алтарем, где находится пещера, шли два подземных хода. Один из них в мужской монастырь, другой в женский. Это можно прочесть, глядя на символику крестов.

У наших паломников загораются глаза. Как, прямо под нами есть пещера, из которой идут подземные ходы? По ним можно ходить? Сколько километров? А туда экскурсии водят? Матушку забрасывают вопросами. Она, чуть улыбаясь, отвечает, что переходы засыпаны и закрыты в целях безопасности. В годы гонений на христиан они были востребованы. Сейчас такой необходимости нет.

- Икона наша чудотворная, - продолжает монахиня. Случаев чудес много было. Несколько лет назад град побил урожаи в окрестностях. У нас есть поле, где мы выращиваем овощи для своих нужд и для стариков, которые живут в Доме Милосердия при храме. Прибежав на поле мы увидели, что ни один стебелек на нем не пострадал. Укрыла Матушка заступница своим омофором нашу земельку. Бывал здесь и святитель Иннокентий, причисленный ныне к лику святых. Сам венчал солдат на площади. Крики, вздохи, шапки летают! Слыхали об этом?

Расстаемся мы с матерью Пелагией всегда тепло, с большой благодарностью. Оставляем для стариков хлеб, купленный в Топловском монастыре и медленно, осмысливая услышанное, бредем к автобусу.

Как близко к миру находится этот храм! И в то же время, как далеко! Мы ведь только что на небе побывали. Тяжело, трудно возвращаться обратно. Так бывает, многие это испытывали на себе. Вроде бы и маленькая церковь, и обстановка скромная, из украшений лишь цветы, запахи трав и ладана да чистота, а выйдешь, смотришь вокруг затравленно и хочется повернуть обратно.

Возвращаясь, мы едем мимо маленьких домиков, утопающих в садах, мимо тихого озера, оставляя позади древний сельский храм, Дом Милосердия, колодец в честь св. Иоанна Богослова, мать Пелагию, Грушевку. Я внимательно оглядываю своих притихших паломников, вижу на их лицах растерянность и умиротворенность, доброту и нежность, радость и печаль одновременно и всегда спрашиваю, хотелось бы им так спасаться? И всегда слышу на выдохе "Да!"

Очень хорошо. Так хорошо, что и словами не передать! Благодарим Господа, читаем акафист "Слава Богу за все", которым всегда завершаем паломнический день.

За несколько дней до отъезда спрашиваю у своих друзей, что им запомнилось больше всего? И отчего-то думаю, что услышу слово "Севастополь", которое лично меня всегда повергает в трепет. В этом туре мы съездили в Инкерман, поднимались на плато над Свято-Климентиевским монастырем, гуляли по Приморскому бульвару, переправлялись на пароме на Северную сторону и были на Братском кладбище в храме свт.Николая, в Херсонесе дошли до камня, на котором осталась стопа апостола Андрея Первозванного - там было на что посмотреть и чему удивиться...

Но в ответ я услышала:

- Больше всего нам запомнилась Грушевка. Очень хотелось бы съездить туда еще!