Статьи (old)

Путешествие по Крыму (Узун-Сырт) Коктебель и Солнечная Долина.

Прекрасное июльское утро. Я, племяш, сестра и доча отправляемся в очередное путешествие по Крыму. Собственно собирались мы в п. Солнечная Долина, а по ходу поездки немножко отклонились от маршрута. Но всё по порядку.

Выехали мы из п. Орджоникидзе достаточно поздно по местным меркам, около 10 утра.

Жара стоит неимоверная, асфальт на горизонте плывёт как мираж… Подъезжаем к селу Южное и вдруг разговор зашел о достопримечательностях округи и плавно перешел к "Звездопаду Воспоминаний". (Это правое крыло огромной подковообразной горы Клементьева). Выясняется, что никто ни разу не был там. Вернее, на хребте Горы мы были, а вот к полуротонде "Звездопад Воспоминаний" добираться не приходилось - далеко. Да и не всякая машина туда проедет. Поскольку Маргарита Анатольевна организует паломнические поездки, ей, как руководителю паломнической службы, стало любопытно. А и правда, плюс одна местная достопримечательность в нашу копилку.

Как говорит племяш, вы едете быстро, а мы везде.

На развилке трассы Феодосия - Коктебель поворачиваем направо, в сторону Феодосии и через 300 метров налево по указателю. Вот она Летная гора (Узун-Сырт, т.е. Длинная спина).

Хребет Узун-Сырт, или гора Клементьева, является естественной границей между степным Крымом и Крымом горным. На севере от хребта — почти ровная степь, а на юге — вершины гор. Хребет Узун-Сырт через небольшое понижение переходит в группу трех высоких холмов – Коклюк (345 метров), Орта-Оба и Сары-Кая (336 метров). Холм Коклюк нависает над селом Наниково величественными скалистыми столпами и каменными хаосами у их подножий. У схождения оврагов, что отделяют Коклюк от Орта-Обы и Сары-Кая, находится Сарыкаинский источник.

О многих возвышенностях в Крыму местное население сложило по легенде, а некоторые из них заслужили даже нескольких. Но самая молодая легенда относится к хребту Узун-Сырт, которая звучит примерно так:
"Однажды, в начале 20-х годов, поэт Максимилиан Волошин и знаменитый авиатор, внук художника И.К.Айвазовского, Константин Арцеулов, шли пешком из Коктебеля в Феодосию. Арцеулов gо дороге рассказывал поэту об авиации и о восходящих потоках, а потом предложил подняться на гору Узун-Сырт, которая была почти по пути.
Когда путешественники поднялись на гору дул легкий свежий южный ветер. Перед ними открылся вид живописной Коктебельской долины. Восхищенный Максимилиан Волошин начал декламировать стихи и в эмоциональном порыве бросил шляпу навстречу ветру. Но шляпа к их удивлению не упала, а замерла на месте, плавно поднялась вверх и, перелетев через головы путников, опустилась на землю. М. Волошин был в восторге, он сразу понял, что такое воздушные восходящие потоки, а Арцеулов, спустя некоторое время, привел на эту гору своих друзей и единомышленников — авиаторов с планерами".
Эта легенда с каждым новым пересказом обрастает новыми подробностями, но главное здесь соответствует истине: именно Константин Арцеулов открыл уникальные свойства горы Узун-Сырт.

Но нас интересует самая западная часть хребта, где расположена полуратонда "Звездопад Воспоминаний". Доезжаем до ангаров, поворачиваем налево и поднимаемся по склону наверх. Мы на месте. Описывать все красоты не буду, смотрите сами.

Звездопад воспоминаний. Крым

Вид на село Наниково. Крым

Коктебельская долина

Когда стояли наверху перед обрывами и каменными хаосами, видели внизу переплетение множества грунтовых дорог. Никто из нас не сомневался, что одна из них будет наша. Во-о-он та, например, что огибает гору Клементьева снизу и струится между холмов в сторону Отузской долины. Мы же гуляем, а почему бы и не по ней?!

И вот мы уже внизу! По большому счету, дорогой это направление назвать трудно. Есть места, где машина сильно кренится, в стекла бьют ветки шиповника, боярышника, кизила.

Кстати, чуть дальше, нас ждал приятный бонус, мы нашли родник. Прохладный, чистый, приправленный запахами разнотравья, он напоил нас своей водой, которую мы с удовольствием взяли с собой.

Возле родника встретили квадроциклистов, оставивших о себе на память облако пыли. Потом спустились еще ниже и подъехали к озеру.

Затем по грунтовке вдоль виноградников и… попали в Тоскану...

Крымские виноградари

Крымский ландшафт

Крымский пейзаж

Крымская Тоскана. Виноградники в Крыму

В итоге мы выехали на трассу Феодосия-Судак в районе п. Щебетовка. Видели бы вы глаза парня, который открывал нам шлагбаум.

- Вы кто такие и как сюда пробрались, ведь везде шлагбаумы?

- А мы с гор спустились, туристы мы!

Он окинул взглядом Ниву, покачал недоверчиво головой и со словами "тогда понятно", открыл нам проезд.
И вот мы уже мчимся на Судакский перевал. В Судак нам не нужно, сворачиваем налево в Солнечную Долину.

Винзавод Солнечная долина

Обычный крымский поселок, тихий, уютный, со своими тихими радостями. По ощущениям, здесь призадержались 80-е годы.

Моря нет, до него ещё ехать километров 5. Зато есть фирменный магазин винзавода, куда мы и причалили. Коробка разного вина на всех, что же, не плохо… Особенно советую обратить внимание на выдержанное красное сухое вино "Меганом" - это визитная карточка завода. И, хотя, его имя "Солнечная Долина" не раскручено, как "Массандра" или "Новый Свет", но, благодаря уникальным природным данным местности, подземным тоннелям, вина здесь делают отменные! Есть дешевые, но очень достойные, а есть и не дешевые...

Тот самый 16-летний "Меганом" стоит, к примеру, 650 руб...

В одном из винных магазинов Феодосии, где мы искали "Меганом", нам ответили, что совхоз-завод "Солнечная Долина" закрыт, винотеку передали "Массандре", вино не делают, все умерли...

Это было странно и мало похоже на правду. Крым славен своими виноградниками, винсовхозами, продукцией, винодельческими традициями, заложенными древними греками и подхваченные и усовершенствованные Голициным, Воронцовым и далее... Даже в самые застойные и трудные времена винсовхозы выживали. А теперь, когда пришла пора возрождения, закрывается один из лучших заводов? Врут, наглые тетки - было понятно сразу.

Так вот, заявляю с полной ответственностью, завод не только не закрыт, а развивается, в него вкладываются большие средства, уникальные подвалы и тоннели ежегодно заполняются бутылками с новым урожаем. В общем, все у них замечательно. Мы порадовались.

Теперь можно и к морю. Поселок Прибрежное еще более дикий, но зато есть свои прелести нетронутые цивилизацией. Ах да, там большой автокемпинг, кому нужно - велком!

Пообедав в столовой (по ходу движения слева), мы пошли на пляж. Был небольшой накат, но вода - парное молоко 26-27 градусов. И, наконец-то, мы увидели наш Орджоникидзе с мыса Меганом, с того места где горят в ночи последние, виднеющиеся огоньки.

Опять же, я, в отличии от сестры, здесь в первый раз, а ведь вырос в 30 км отсюда.

Обратная дорога, Щебетовка, Коктебель, Орджо, мы дома. Вот такое небольшое, и все-таки большое, путешествие у нас получилось.

Знаю точно, вспоминая родной Крым, я еще не раз перенесусь мысленно на Узун-Сырт, через который медленно, как расплавленый мармелад, перекатываются потоки нагретого воздуха, буду стоять у белых колон и смотреть на отроги Кара-Дага, дышать, мечтать, смотреть на безбрежную зелень виноградников, ощущать вкус родниковой воды и кислых ягод ежевики, которую мы собирали в горсти возле родника и рваться обратно в объятия родного, величественного восточного Крыма.